критерии разграничения


Как различить правовые акты по признакам их нормативности?


ВАЛЕНТИН ГОЛОВЧЕНКО, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Украины

В процессе подготовки нормативно-правовых актов и при рассмотрении судебных дел об их оспаривании нередко возникают вопросы относительно критериев, с помощью которых можно разграничить нормативные и ненормативные акты, определиться с правомочия принятия акта соответствующим субъектом. Поскольку в Украине отсутствует закон, было бы урегулированы такое разделение, а в Конституции и специальных законах не всегда определены виды правовых актов с точки зрения их нормативности, попробуем взглянуть на эту проблему на основе наследия ученых и правовых позиций Конституционного Суда.


Определение и классификация

В юридической литературе существуют различные определения понятия «правовой акт». Под правовым (юридическим) актом обычно понимают официальный письменный документ, который порождает определенные правовые последствия, создает юридическое состояние и направленный на урегулирование общественных отношений. Нормативно-правовой акт - это официальный письменный документ, который принимается уполномоченным органом государства и устанавливает, изменяет, прекращает или конкретизирует определенную норму права. Такие акты находятся между собой в иерархической подчиненности, и определяет юридическую силу документа.

По различным критериям нормативно-правовые акты можно классифицировать на отдельные виды:

• по органом, который их выдает (акты парламента, Президента, Правительства, органов исполнительной власти, государственных органов, органов местного самоуправления);

• по юридической силе (законы и подзаконные нормативные акты);

• по субъектам правотворчества (принятые на референдуме; нормативные акты органов государственной власти; нормативные акты общественных организаций, локальные, внутренние акты организаций, предприятий, учреждений; общие нормативные акты);

• в зависимости от поприща действия (которые распространяются на всю территорию государства, на территорию отдельных субъектов, локальные);

• по сфере действия акты общего действия (охватывают и решают похоже круг вопросов) акты специального действия (связанные с решением конкретных вопросов, направленные на более глубокое их исследования); локальные (применяются в узкоспециализированных сферах человеческой жизни)

• в зависимости от срока действия (длительного и временного действия)

• в зависимости от предмета правового регулирования (конституционные, административные, уголовные, гражданские и т.п.) (БСЭ. - М., 2005. - с.346).

различия нормативности

Рассмотрим критерии, по которым нормативный акт отличается от других видов юридических актов. Нормативные акты:

• создаются в результате нормотворческой, законодательной деятельности органов государства или референдума

• содержат нормы права;

• является основным источником права;

• юридически обязательные для нефиксированного круга лиц;

• издаются в форме законов, указов, постановлений, актов нормативного характера;

• содержат общеобязательные правила поведения (нормы), в то время как акт применения норм права имеет индивидуально-конкретные предписания, а интерпретационный акт - разъяснение содержания и пределов действия норм права;

• касаются всех субъектов, которые оказываются в нормативно регламентированной ситуации, а акт применения положений права адресуется конкретным лицам или организациям и является обязательным к исполнению только ими (интерпретационный акт адресуется субъектам, применяют нормы права, разъясняются )

• регулируют определенный вид общественных отношений (акт применения норм права - конкретную жизненную ситуацию; интерпретационный акт не меняет содержания правового регулирования, а только дополняет его разъяснениями норм права);

• действуют длительное время и не исчерпывают себя фактами применения (действие акта применения норм права заканчивается в связи с прекращением существования конкретных правоотношений; интерпретационный акт действует только вместе с нормативным актом, предписания которого разъясняются, и имеет вспомогательное значение) (Общая теория государства и права: [Учебник для студентов юридических вузов] / М.В.Цвик, О.В.Петришин, Л.В.Авраменко и др. - М .: Право, 2009. - с.279; Головченко В. В. Право в жизни человека. - М .: Орияны, 2005. - С.96-107).

Короче критерии разграничения правовых актов можно дифференцировать по следующим признакам. Нормативные акты:

• распространяются не на конкретные жизненные ситуации, а на заранее не определенное количество тождественных по своим признакам случаев;

• адресуются кругу лиц, не очерчены персонально;

• реализуются с помощью правовых средств многоразового действия;

• обычно не имеют четких временных границ.

Индивидуально-правовые акты:

• выдаются правоприменительными органами;

• не содержат норм права;

• не является источником права; юридически обязательные только для указанных лиц;

• издаются в форме указов, постановлений, приказов, распоряжений относительно упомянутых в них лиц или конкретных обстоятельств;

• направляются на урегулирование конкретных видов социального поведения;

• распространяются только на персонально определенных лиц;

• не предусматривают повторного применения одних и тех же юридических средств;

• имеют преимущественно краткосрочный характер, прекращаются после реализации соответствующих индивидуальных правовых предписаний (Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник / Пер. С рус. - М .: Консум, 2006. - С.412).

Разграничение от КС

Поскольку действующее законодательство не содержит четких критериев разграничения правовых актов по признакам их нормативности, представляется целесообразным для такого разграничения использовать не только существующую юридическую доктрину, но и решение Конституционного Суда, по всем признакам являются правовыми актами. В частности, в п.4 мотивировочной части решения КС от 16.04.2009 №7-рп / 2009 (дело об отмене актов местного самоуправления) указано: «Конституционный Суд пришел к выводу, что органы местного самоуправления, решая вопросы местного значения, представляя общие интересы территориальных громад сел, поселков и городов, принимают нормативные и ненормативные акты. К нормативным относятся акты, которые устанавливают, изменяют или прекращают нормы права, имеют локальный характер, рассчитаны на широкий круг лиц и применяются неоднократно, а ненормативные акты предусматривают конкретные предписания, обращенные к отдельному субъекту или юридического лица, применяются однократно и после реализации исчерпывают свое действие.

Такой вывод согласуется с правовыми позициями, изложенными в решении КС от 27.12.2001 №20-рп / 2001 по делу об указах Президиума Верховной Рады относительно Компартии Украины. В этом решении указано, что «признаками нормативности правовых актов является неопределенность действия во времени и неоднократность их применения» (абз.1 п.6 мотивировочной части).

Согласно правовой позиции единственного органа конституционной юрисдикции, «нормативное регулирование является формой упорядочения общественных отношений и должно осуществляться его субъектами в определенных законом границах» (абз.2 п.7 мотивировочной части решения от 3.02.2009 №4-рп / 2009).

В п.5 мотивировочной части решения КС от 22.04.2008 №9-рп / 2008 относительно соответствия Конституции ряда указов Президента относительно деятельности Совета национальной безопасности Суд отметил, что обжалованы указы главы государства «являются правовыми актами ненормативного характера (индивидуального действия) ... Эти указы касались отдельных физических лиц, были рассчитаны на персональное (индивидуальное) применение и после их реализации исчерпали свое действие ». Такой вывод основывается на правовой позиции единственного органа конституционной юрисдикции в отношении ненормативности правовых актов, изложенной в абз.4 п.1 мотивировочной части решения от 23.06.97 №2-зп / 97 (дело об актах органов Верховной Рады), которая заключается в том, что «по своей природе, ненормативные правовые акты, в отличие от нормативных, устанавливают не общие правила поведения, а конкретные предписания, обращенные к отдельному индивиду или юридического лица, применяются однократно и после реализации исчерпывают свое действие».

Согласно пп.3.14 п.3 мотивировочной части решения КС от 19.10.2009 №26-рп / 2009 (дело о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно выборов Президента) «основной формой реализации задач и функций органов исполнительной власти является издание ими правовых актов управления. Правовые акты управления характеризуются рядом признаков, одним из которых являются требования по надлежащему оформлению таких актов, по которым акт управления является письменным документом определенного вида, подготовленным по правилам юридической техники и изданным с соблюдением нормативно установленной процедуры ».

Критерии разграничения актов по признакам их иерархической нормативности изложены также в решениях КС от:

3.10.97 №4-рп / 97 (дело о вступлении в силу Конституции)

27.03.2000 №3-рп / 2000 (дело о всеукраинском референдуме)

19.06.2001 №9-рп / 2001 (дело о стаже научной работы);

16.01.2003 №1-рп / 2003 (дело о Конституции АРК)

14.03.2014 №2-рп / 2014 (дело о проведении местного референдума в АРК) - и в заключении от 11.07.2001 №3-в / 2001 (дело о Римский статут).

Итак, проведенный анализ позволяет утверждать, что понятие «нормативный акт» и «нормативно-правовой акт» имеют одинаковое содержание, то есть означают один вид правового (юридического) акта.

Поскольку законодательство Украины не содержит определения терминов «акт», «правовой акт», «юридический акт», «нормативный акт», «индивидуальный акт» и критериев их разграничения по признакам нормативности, для различения можно использовать существующую юридическую доктрину и приведенные выше правовые позиции КС.

В то же время критерии разграничения правовых актов по признакам их нормативности должны быть четко определены в законодательстве.


© Закон и Бизнес

Как различить правовые акты по признакам их нормативности?